21 сентября 2023 г. Научно-экспертный совет по мониторингу реализации законодательства в сфере энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Комитете Совета Федерации по приглашению Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павла Завального принял активное участие в расширенном заседании на тему «О постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Разработка мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации, т. к. основная цель программы снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 35 процентов в 2035 году по отношению к уровню 2019 года, что, в свою очередь, обеспечит вклад в достижение показателей Стратегии.
Задача расширенного заседания – обсуждение путей реализации государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период до 2035 года и достижения поставленных в ней целей.
Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что на данный момент ситуацию с энергосбережением в стране сложно назвать благополучной. Цели по снижению энергоемкости ВВП на 40%, поставленные существующей энергостратегией, не достигнуты. Энергоемкость российского ВВП за прошедшие 10 лет снизилась всего на 9%, а последние 4 года – не снижается, общее снижение – не более 12%. В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями остаются электроэнергетика и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ, транспорт, добывающие отрасли.
Принятая 9 сентября Госпрограмма учитывает накопленный опыт реализации направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности мероприятий иных государственных программ Российской Федерации.
Описательная часть Госпрограммы представлена полно и охватывает текущие проблемы по энергоэффективности и энергосбережению в разных сферах.
Госпрограммой установлена цель - снижение знергоэмкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года, при этом неясно, насколько этот показатель является экономически и технически обоснованным и практически достижимым к 20235 году с учетом макроэкономического прогноза, внешних факторов и рисков. Поскольку бюджетные ассигнования на реализацию проекта госпрограммы не предусматриваются в проекте расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, оценка ожидаемой результативности госпрограммы может быть осуществлена только во взаимоувязке с мероприятиями (результатами) структурных элементов госпрограммы и параметрами финансового обеспечения ее реализации в разрезе мероприятий (результатов), информация о которых отсутствует.
Госпрограмма определяет основные направления работы по повышению энергоэффективности в электроэнергетике и теплоэнергетике, промышленности, транспорте, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Отдельный раздел Госпрограммы посвящен популяризации энергосбережения.
В целом поддерживая Госпрограмму, эксперты обращают внимание на следующие моменты.
Важно отразить в Госпрограмме целевые показатели по достижению общей цели снижения энергоемкости ВВП по трем составляющим направлениям с определением ответственных исполнителей, синхронизировав с основными документами стратегического планирования в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- повышение эффективности производства первичных энергоресурсов и электрической энергии (Минэнерго России);
- содействие структурной перестройке экономики (Минэкономразвития России);
- повышение эффективности потребления энергии (Минстрой России, Минпром России, Минтранс России, Минсельхоз России и другие).
Также целесообразна установка целевых показателей в разбивке по разным отраслям экономики.
Принципиальную значимость имеют вопросы определения источников финансирования Госпрограммы и определения механизмов по достижению поставленных в ней целей, так как одной из причин невыполнения ранее принятой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», является ее недофинансирование и отсутствие механизмов реализации.
Комитет поддерживает позицию Счетной палаты Российской Федерации, отмечающей, что оценка реализуемости Госпрограммы может быть осуществлена только во взаимоувязке с мероприятиями (результатами) структурных элементов Госпрограммы и параметрами финансового обеспечения ее реализации в разрезе мероприятий (результатов), информация о которых в настоящее время отсутствует.
По мнению экспертов, меры по повышению энергетической эффективности должны в обязательном порядке учитывать отраслевую специфику.
Так, в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики необходимо стимулирование развития когенерации, альтернативных и возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ), снижение удельных показателей потребление топлива и перевод генерирующих мощностей, в том числе котельных, на экономичные виды топлива, внедрение мер по снижению потерь электрической энергии и тепла, повышению эффективности использования топлива. При этом развивать ВИЭ целесообразно вместе с развитием систем накопления электроэнергии. Повышение доли ВИЭ в энергобалансе без развития систем накопления электроэнергии может привести к снижению эффективности работы традиционно генерирующих мощностей (за счёт необходимости изменения режима на месте энергоэффективной для сглаживания пиков/провалов по генерации ВИЭ).
Значительный потенциал повышения энергоэффективности сосредоточен в строительной отраслях и ЖКХ, что потребует создание благоприятных условий для развития энергоэффективного строительства и капитального ремонта: снижение финансовой нагрузки при проектировании и строительстве энергоэффективных МКД и индивидуальных жилищных и общественных зданий, разработки мер поддержки производителей и государственных заказчиков, направленных на стимулирование применение экологичных и имеющих высокую энергетическую эффективность строительных материалов, реализации механизмов привлечения инвестиций в энергоэффективный капитальный ремонт и повышение энергетической эффективности жилищного фонда.
Положительным моментом выступает внедрение нового инструмента регулирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в виде соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности (регуляторные соглашения).
В тепловых сетях и сетях водоснабжения энергоэффективные мероприятия, как правило, имеют срок окупаемости за пределами жизненного цикла и принуждения к реализации таких проектов действующей модели регулирования приведёт к убыткам. Для объективной оценки эффективности энергосберегающих мероприятий необходимо цифровизация потребляемых ресурсов, в том числе внедрение использования интеллектуальных систем учёта с дистанционной передачей данных по всем видам потребляемых ресурсов с переносом ответственности за их установку эксплуатацию на поставщиков энергоресурсов, сетевые организации, что обеспечит прозрачность фактического потребления ресурсов и позволит оптимизировать мероприятия по модернизации сетей в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.
В транспортной сфере необходимо сосредоточиться на создании транспортных средств с водородным двигателем и расширении применения компримированного природного газа (далее - КПГ) и сжиженного природного газа (далее - СПГ), что дальше будет способствовать снижению затрат государства на стабилизацию цены на моторное топливо.
В настоящее время существует необходимость принятия дополнительных мер стимулирования развития внутреннего рынка КПГ и СПГ:
- формирование и разведённой сети и заправок быстрых газовых баллонов (баллонов СУГ и КПГ) с удобной инфраструктурой для потребителей (данные меры позволят упорядочить и подсчитать точное количество действующих потребителей, создать комфортной безопасные условия, а также существенно увеличить количество потребляемого топлива, по запасам которого наша страна является лидером);
- расширение сети газовых заправочных комплексов для автомобилей с установленным или предустановленным газобаллонным оборудованием на КПГ в целях увеличения количества транспортных средств, использующих метан в качестве топлива как более экологичный (данные меры позволят повлиять на экологическую ситуацию в регионах, более эффектно использовать природные ресурсы).
Общая целеполагание на пути к повышению энергетической эффективности и энергосбережения должно основываться не только на механизмах налогового и налогового стимулирования, но и опираться на систему штрафных санкций за производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, заданий, технологических процессов (по аналогии со штрафными санкциями заняться санкционирование использования попутного газа).
Также необходимо разработать методику комплексной оценки эффективности энергосберегающих мероприятий с учётом взаимного влияния между различными секторами экономики и регионами, технологиями производства энергии, а также критерии для отбора мероприятий в программы энергосбережения. При этом, методы методологически рассмотреть такие примеры, как:
-экономия тепла в теплофикационной системе в отсутствии компенсирующих мероприятий ведёт к росту конденсационной выработке электроэнергии на ТЭЦ;
- экономия электроэнергии в одном регионе, при его дефицитном балансе ведёт к снижению расхода топлива в другом регионе.
Такая методология особо на важна для страховки мероприятий в электроэнергии теплоснабжения и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Необходимо отметить, что важным элементом государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является развитие энергоэффективности субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях).
В целях обеспечения рационального использования первичных энергоресурсов необходимо вернуть топливно-энергетическим балансом (далее - ТЭБ) статус системного, аналитического и прогнозного документа при стратегическом планировании развитие страны, региона и муниципалитета.
Эффективность использования энергетических ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации во многом зависит от качества и полноты заблаговременных планов создания (модернизации) инфраструктуры по производству, передаче и поставкам потребителям всех видов энергии. Эти планы должны опираться на региональные стратегии и социально-экономического развития, учитывать локальные преимущества от использования традиционных и/или возобновляемых альтернативных источников энергии, а также и вызовы угрозы ириски энергетической безопасности.
Для достижения показателей по снижению энергоёмкости отечественной экономики Комитет считает необходимым внести изменения Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусмотрев отнесение ТЭБ к документам стратегического целеполагания и планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
В топливно-энергетическом комплексе сформирована стройная иерархическая система документов стратегического планирования, которая во многом соответствует функционалу систему централизованного планирования, но для условий рыночной экономики.
Вызовы, угрозы и риски энергетической безопасности, а также задачи по её обеспечению определены в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации (утверждёна Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216).
Стратегические задачи развития, показатели и ключевые меры для отраслей ТЭК с учётом существующих и прогнозируемых вызовов, угроз и рисков, а также с учётом взаимного влияния отраслей ТЭК друг на друга определены в межотраслевым стратегическом документе - Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р).
В состав Энергетической стратегии включённый и индикативный прогнозный ТЭБ Российской Федерации по двум прогнозным сценариям, определяющим нижнюю границу и верхнюю границу значений целевых показателей и возможных изменений параметров ТЭБ, в диапазоне которых отрасли так и энергетика Российской Федерации в целом гарантированно сохраняет устойчивость.
В СССР темп разрабатывался в целях прямого директивного планирования основных показателей деятельности предприятий отраслей ТЭК и координация технологических связей.
В условиях рыночной экономики ТЭБ потерял свою директивность. Тем не менее, рациональное экономическое планирование на федеральном и региональном уровне необходимо для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого энергоснабжения, в частности экономики федерального, регионального или муниципального уровня, в том числе устранение диспропорции развития производства и потребления энергии эффективного использования местных энергоресурсов, что возвращает актуальность организации системной разработки ТЭБ страны и субъектов Российской Федерации в современных условиях с использованием новых методологических подходов.
ТЭБ в качестве инструментария стратегического планирования позволит сформировать достаточно прозрачные сценарии взаимосогласованного развития отраслей экономики и энергетики, своевременно формировать энергетическую базу в соответствии с потребностями экономики, обеспечить энергетическую безопасность, повысить надёжность и устойчивость систем энергоснабжения.
Разработка ТЭБ должна учитывать системы схем энергоснабжения территории, интеграционных в генеральные схемы развития отдельных систем электроснабжения, газоснабжения, нефтепродуктоснабжения на данной территории и интегрированных через систему собственного топливной энергетического баланса соответствующего субъекта Российской Федерации.
Использование качественной достоверного составленных ТЭБ позволяет производить анализ и оценкой изменения структур и эффективности потребления на топливной энергетических ресурсов, выявлять тенденции энергопотребления, определить экономические связи между регионами - производителями потребителями топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в ТЭБ отражаются эффекты взаимозаменяемости и взаимодополняемости отдельных энергоносителей и системы энергообеспечения, эффекты от внедрения новых технологий, реализации программ повышения энергетической эффективности, роста загрузки производственных мощностей, реакции на изменение энерготарифов и налогов.
Перечень конкретных мероприятий Госпрограммы и план-график их реализации (с ожидаемыми результатами) появится в паспорте Госпрограммы после формирования федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Комитетом поддерживает ряд предложений профильных федеральных органов исполнительной власти в части мероприятий для включения федеральные проекты Госпрограммы.
Так Минстроем России совместно с Минэнерго России подготовлены мероприятия федерального проекта «Повышение энергетической эффективности зданий и строений сооружений в сфере ЖКХ» (далее - Проект ЖКХ), направленный на повышение эффективности генерации тепловой энергии в домах индивидуальный жило жилой застройки и многоквартирных домах с наибольшим количеством квартир за счёт перевода спичного отопления домов на твердотопливный коты с автоматической подачей топлива.
При этом замена старого печного оборудования предполагается с использованием только российского оборудования. Коэффициент полезного действия (КПД) работы такого оборудования - от 84% до 92%., 4-5 класс по эффективности. Ценовой коридор установленных котов соизмерим с установкой газовых котлов - от 80 до 200 тысяч руб. В целом затраты на модернизацию печного отопления одного домохозяйства под предварительным расчётом составляет 200 — 300 тысяч рублей.
В результате КПД и печного оборудования домохозяйств, в которых была произведена модернизация, увеличится объём чем более чем на 40%, что позволяет обеспечить наиболее полное использование топлива. Как следствие, выход угольной залы снижается более чем в два раза, выбросы видимой фракции пыли снижается до минимальных значений а опасный для здоровья человека бензопирен снижается на 56%.
В рамках Проекта ЖКХ предпологается установка 200 тыс. единиц высокоэффективного оборудования, что потребует привлечение на условиях софинансирования дополнительных средств (федеральный бюджет - 32 млрд. рублей, региональный бюджет - 7,5 млрд. рублей, внебюджетные источники - 3,7 млрд. рублей). Эффекты от реализации мероприятия следующие: экономия топлива — 324 тыс. т.у.т. накопленный эффектом; экологический и климатический эффект: выбросы загрязняющих веществ снижается на 63%, сокращение выбросов парникового газа составит порядка 894 тыс. тонн CO2.
По информации Минтранса России в паспорт Федерального проекта «Повышение энергетической эффективности в сфере транспорта», предложенный Минэкономразвития России, включены следующие мероприятия (результаты):
- закуплены энергоэффективные транспортные средства для нужд городской инфраструктуры;
- разработаны меры стимулирования покупки энергоэффективных транспортных средств для граждан;
- построены реконструированы транспортные развязки и реализованные инфраструктурные проекты, направленные на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта и автомобильного транспортера общего пользования;
- реализованы долгосрочные соглашения (требования к инвестиционным программам) с компаниями железнодорожного трубопроводного и городского электрического транспорта;
- установлено на автомобильных дорогах федерального, регионального или муниципального и местного значения энергоэффективных светильников с автоматизированной системой управления наружным освещением (АСУНО).
Вместе с тем, Минтранс России полагает избыточным формирование отдельного паспорта федерального проекта «Повышение энергетической эффективности сфере транспорта».
Также в рамках достижения национальной цели «Комфортная безопасная среда для жизни» Минтрансом России реализуется мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, входящей в состав национального проекта «Безопасные качественные дороги»:
- мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного транспорта пассажирского транспорта и их развитие инфраструктуры для городских электричек в городских агломерациях;
- внедрение интеллектуальных транспортных средств городских автогломерациях с населением свыше 300 тысяч человек;
- строительство обходов крупных городов и строительство транспортных развязок, которые наряду с повышением пропускной способности автомобильных дорог, значительно снижает выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов за счёт увеличения скорости движения исключения заторовых ситуаций.
Кроме этого постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 185-р утверждён новый инвестиционный проект «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» в рамках указанного инвестиционного проекта в 2023 - 2024 годах будет поставлено дополнительно не менее 4 130 автобусов.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать повышению энергоэффективности и энергосбережению.
Принимая во внимание сложившиеся в принципе проектного управления, в том числе с учётом платёжной и положений Единых методических рекомендаций по подготовке и реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов, представляется нецелесообразным реализацией одних и тех же мероприятий в разных федеральных проектах.
Сложившейся ситуация обуславливает риск дублирования параметров федеральных проектов, являющихся структурными элементами различных государственных программ Российской Федерации с дифференцированными органами проектного управления, что препятствует синхронизации состава и сроков реализации соответствующих мероприятий.
По итогам расширенного заседания Комитета, с учетом состоявшегося обсуждения участниками были предложены рекомендации:
Правительство Российской Федерации:
1.1. При подготовке паспортов федеральных проектов и ведомственных проектов, а также формирование планов их реализации исходите с того, что оценка реализуемости Госпрограммы может быть осуществлена только во взаимоувязке с мероприятиями (результатами) структурных элементов Госпрограммы и параметрами финансового обеспечения её реализации в разрезе мероприятий (результатов).
1.2. Рассмотреть возможности внесения соответствующих изменений подзаконные нормативные правовые акты Федерального регионального уровня цели повышения статуса Порядка постановления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (утверждено приказом Минэнерго России от 29.10.2021 № 1169) и предания ему уровня документа стратегического целеполагания и планирования.
1.3. Рассмотреть возможность установления единого для всех субъектов Российской Федерации срока прогнозирования при разработке прогнозного ТЭБ до 2035 года.
1.4 Рассмотреть возможность включения основных положений порядка составления ТЭБ в методике разработки прогнозов социально-экономического развития и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов, а сам ТЭБ - в качестве самостоятельного раздела стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
1.5. Рассмотреть возможность совершенствования методологического обеспечения формирования ТЭБ по следующим основным направлениям:
- упорядочение работы с данным энергетическими статистики (гармонизации энергостатистики посредством онтологического/семантического моделирования, оптимизация между уровня межрегионального информационного объема);
- гармонизация стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с топливной энергетическом балансом субъекта Российской Федерации;
- развитие методологии моделирования прогнозов развития ТЭК в составе социально-экономической системы страны и субъектов Российской Федерации на основе подходов лежатраслевого балансирования с учётом различных временных горизонтов;
- разработка алгоритмов оценивания достижения целевых индикаторов для планирования и программирования, а также мониторинга исполнения целевых проектов и программ.
Минэкономразвития России
1.1. Ускорить направление проекта паспорта госпрограммы на рассмотрение в управляющих совет по результатам одобрения управляющим советом комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»;
1.2. Совместно с Минпромторгом России, Минстроем России, Минэнерго России, Минтрансом России, Минфином России и ФАС России:
- предусмотреть финансирование мероприятий Госпрограммы за счёт бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- определить механизмы и объёмы поддержки субъектов Российской Федерации организации при реализации мероприятий государственной программы;
- установить целевые показатели по каждому мероприятию и определить ответственные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации за его реализацию.
Минстрою России предусмотреть в паспорте Госпрограммы следующие мероприятия:
- разработка предложений повышение повышению качества и достоверности информацию о классах энергетической эффективности многоквартирных домов, размещаемые в ЕИМЖС, а также её интеграции с иными отраслевыми государственными информационными системами (ГИС ЖКХ, АИС «Реформа ЖКХ», ГИС «Энергоэффективность»); о необходимости нормативно-правового устранения мер стимулирования энергоэффективного, в том числе «зелёного» строительства;
- в домах индивидуальной жилой застройки многоквартирных домах с наибольшим количеством предусмотреть перевод печного отопления домов на твёрдотопливные котлы с автоматической подачей топлива;
- стимулирование использования интеллектуальных систем учёта с дистанционной передачей данных по всем видам потребляемых ресурсов, с переносом ответственности за их установку эксплуатацию на поставщиков энергоресурсах сетевые организации.
Минпромторгу России предусмотреть в паспорте Госпрограммы внедрения требований по энергетической эффективности в отраслевые технические требования и стандарты.